PMO Consulting
"Трудный" заказчик?
Почему заказчик бывает "трудным", и что мы сами для этого сделали
Клиент и его запрос
Клиент — американский стартап, занимающийся привлечением пациентов для клинических испытаний лекарств. После вывода продукта на рынок с помощью фрилансеров компания обратилась к более крупному IT-подрядчику для дальнейшего развития и поддержки продукта.
Анализ ситуации
Работа с клиентом шла тяжело, возникало много взаимных претензий, менеджеры подрядчика передавали проект друг другу, и компания уже была готова разорвать отношения, называя клиента «трудным» и «токсичным».
Основные причины проблем:
  • Высокие требования и эмоциональность клиента — он не понимал, что происходит, сроки срывались, приводило к конфликтам.
  • Недостаточный опыт у PM — не хватало навыков общения с заказчиками, умения защищать границы проекта и внедрять прозрачные процессы.
  • Отсутствие управления ожиданиями — клиент не видел четкого плана разработки, не понимал, какие изменения вносятся и почему, как новые хотелки влияют на запланированные релизы и т. д..
  • Выгорание команды — из-за хаоса в управлении и напряженных отношений с клиентом, царила атмосфера постоянного аврала и взаимных претензий с клиентом, что усугубляло ситуацию.
План решения
Чтобы стабилизировать ситуацию, были предложены следующие шаги:
1. Обеспечить прозрачность разработки:
  • Введение плана релизов с четкими сроками.
  • Регулярная отчетность по статусу работ.
  • Жесткий процесс управления change requests (новые запросы учитываются только в следующих итерациях, без срыва текущих задач, или же срок релиза согласованно с клиентом переносится с сохранением истории договоренностей).
2. Продемонстрировать процесс клиенту:
  • Показать, как планируется работа и как обрабатываются новые хотелки.
  • Разъяснить, какие изменения вносятся и зачем.
  • Построить систему отчетности, понятную клиенту.
3. Работа с командой:
  • Встречи 1:1 и групповые обсуждения для внедрения новых процессов.
  • Объяснение команде, как изменения помогут стабилизировать проект и снизить стресс.
Реализация
В проект был вовлечен Senior Project Manager, который начал выстраивать новые процессы. Однако «химии» с клиентом не возникло, и через 3 месяца его заменили на другого PM, который лучше подходил по психотипу и смог наладить отношения.
Команде потребовалось время, чтобы восстановить доверие. Через 9 месяцев после начала трансформации клиент попытался сменить подрядчика, но быстро вернулся, так как другая команда показала более слабые результаты (в том числе в управлении ожиданиями).
Результаты и эффект
  • Удалось сохранить проект с крупным клиентом.
  • Команда не только сохранилась, но и была расширена (добавлены 2 QAA, 1 BA, 1 Dev, увеличено вовлечение PM до 100%).
  • Из токсичного проект превратился в успешный: доверительные отношения, прозрачность, высокая маржинальность.
  • Через 14 месяцев после трансформации проект продолжал активное развитие.
Выводы и уроки
  • Клиент редко бывает «токсичным» без причины — чаще всего проблема в недостаточном управлении ожиданиями и прозрачности процессов. Исправляя это, можно реабилитировать отношения.
  • PM должен подходить клиенту не только по навыкам, но и по психотипу — без «химии» наладить коммуникацию сложно.
  • Ошибка — не проблема, если её признавать и исправлять — важно не только работать над улучшением, но и показывать клиенту, что именно меняется и почему.