PMO Consulting
С чего начинается корпоративная культура
Почему лыжи могут не ехать, или с чего начинается корпоративная культура
Клиент и его запрос
Клиент – небольшая IT-аутсорсинговая компания (< 100 человек), столкнувшаяся с проблемой неэффективного производства. Команды не попадали в оценки, что влияло на маржинальность проектов. Клиенты были недовольны сервисом, командам тоже не нравилось происходящее, а высокая текучка кадров усугубляла ситуацию.
Анализ ситуации
После детального изучения производственного процесса (ПП) и работы компании были выявлены следующие проблемы:
  • Попытка создать универсальный ПП привела к излишне сложному процессу, которому фактически никто не следовал (и не понимал до конца).
  • Слабая команда руководителей проектов (РП), так как ставка была сделана на детальный ПП, по которому даже Junior PM мог вести проект.
  • РП стали "мальчиками для битья": во всех проектных проблемах обвиняли их (от руководителя, команды и клиентов). "Плохих" РП увольняли, но это не решало проблему.
  • Функциональная оргструктура с сильной ролью руководителей функциональных команд (тестирования, аналитики, разработки, дизайна). РП номинально присутствовал (больше как администратор), и специалисты к проекту относились "технически" (каждый делает что считает правильным в своей зоне ответственности, любые корректировки - только через функционального руководителя).
  • Культ личной (персональной) ответственности. Поиск виновных был важнее командной работы. Атмосфера – токсичная.
План решения
  1. Проведены встречи с CEO/COO (один человек) с разбором выявленных культурных и организационных проблем.
  2. Упрощен производственный процесс, запущены инициативы по распространению культуры "здравого смысла".
  3. Начата трансформация оргструктуры в сторону матричной формы с бОльшими полномочиями РП.
  4. Разработан индивидуальный план развития руководителей проектов, команда усилена опытными специалистами.
  5. Взят под управление ключевой проект компании с подключением Junior PM для обучения.
Реализация
CEO обладал огромным авторитетом и был идеологом текущей структуры. Важно было показать на примерах недостатки модели, почему она не работает и как её можно эволюционно трансформировать.
После плотной работы с CEO запущенные изменения не вызвали сильного отторжения у функциональных руководителей и специалистов. Атмосфера в компании начала меняться, сотрудники с позитивом восприняли изменения и стали вовлекаться в совместную работу. Это сразу отразилось на проектах.
Результаты и эффект
  • Компания трансформировалась, подход стал более проектно-ориентированным и конструктивным.
  • Наняты новые люди на ключевые позиции (включая COO).
  • Проектный офис систематизирован, у сотрудников появилось четкое понимание роли РП и план развития.
  • Успешно выполнен ключевой проект (с продолжением сотрудничества).
Выводы и уроки
  • Культура компании определяется культурой и подходом её основателей и ключевых лиц. Изменения возможны, но ограничены готовностью CEO к трансформации.
  • CEO и COO – разные роли: CEO – визионер, COO – системный управленец. Их нельзя совмещать в компаниях больше 40-60 человек.
  • Оргструктура должна соответствовать сути выполняемых работ. Сильная функциональная модель плохо работает в проектных компаниях.
  • Универсального процесса нет. РП должны адаптировать процесс под проект, используя гибкость, насмотренность и soft skills (например, эмоциональный интеллект в общении с командой и клиентом).
  • Полное отсутствие процесса – тоже плохо. Должен быть базовый шаблон средней детализации, который адаптируется под конкретный проект, но при этом вся компания говорит на одном языке и понимает, что происходит и куда идет проект.