PMO Consulting

Сколько нужно PM на проекте?

Продолжаем рассуждать на тему 5 самых распространенных причин провалов IT проектов, а именно, что имелось ввиду в статье под "недостатком управления", и сколько на самом деле нужно Project Manager (PM), чтобы поменять лампочку выполнить успешно проект.
На мой взгляд, роль руководителя проекта (Project Manager, PM) - одна из самых недооцененных. Полезной работы никакой не делает (код не пишет, не тестирует, только иногда отправляет какие-то бесполезные письма и отчеты, которые может и не нужны мне, как заказчику, ещё платить за них), и поэтому на нем всегда пытаются сэкономить: то ставку подрежут (5 часов в неделю на daily встречи + отчет клиенту составить?), то поставят Junior PM, чтобы "учился" на очередном не сложном проекте. Как же всё-таки планировать нагрузку PM на проект?

Перед тем, как говорить, сколько PM всё-таки надо, важно договориться о следующем:
1
Junior PM сам на проекте обучаться не может. Почему-то когда добавляют в команду Junior разработчика, никто не рассчитывает, что он будет создавать production-ready код, и ему не нужен старший товарищ, который будет делать code review, помогать с постоянными вопросами / проблемами и направлять. В случае с Junior PM почему-то ожидания сразу другие, но нет: управление проектом - это отдельная самостоятельная сложная дисциплина, которой тоже нужно обучаться сравнимо с обучением любой другой IT профессии. Да, многое зависит от человека, и кто-то быстро разберется сам, будет изучать дополнительные материалы по профессии и т. д., но тем не менее помощь более опытного коллеги просто необходима (особенно, на первых проектах). Даже если у человека громадный опыт в IT в другой роли (разработчик, аналитик, даже Team Lead), но он только начинает свой путь в совсем новой для себя роли руководителя проекта.
2
Совмещение роли PM с BA, Архитектором, и т. д. Ещё один распространенный подход к формированию команды - совмещение роли PM с ролью аналитика, архитектора, или, например, QA Lead. По опыту это может работать, особенно, если условный Senior BA сам хочет развиваться в сторону PM и решили, чтобы он попробовал себя в этой роли (тут, правда, помним п.1, что без присмотра такого PM оставлять нельзя).
Но тут нужно быть очень аккуратным, человеку свойственно с большим желанием заниматься тем, чем ему больше нравится. И если ему больше хочется развиваться в PM, значит другая зона ответственности будет страдать (или же наоборот, если ему не нравится пиэмить, а его попросили - не ждите тут хорошего результата).
Ещё один минус такого подхода заключается в том, что PM должен оставаться "нейтральным", чтобы объективно интегрировать членов команды (решать возникающие споры) и контролировать качество их работы (вычитывать требования, проверять версию продукта перед демо клиенту и т. д.). Когда PM выполняет производственную роль эта нейтральная объективность теряется.
3
Более двух проектов одному PM. Бывает, что параллельно идет несколько очень маленьких проектов, где даже на 2 часа в день ставить PM - слишком много. И в итоге получается, что у человека пара проектов завершается, 2-3 небольших проекта в активной стадии, а где-то ещё помогает с коммерческим предложением. В итоге происходит расфокусировка сотрудника, и даже если он вывозит, это приведет к его скорому выгоранию и последующим фейлам. Хотя сотрудник ответственный, перспективный. В добавок, в подобном сценарии PM начинает просто выполнять рутинные задачи по несложных проектах, что в итоге не позволяет раскрыть его потенциал.
Обычно более двух проектов у одного PM - это плохо. Если видите, что объективно у сотрудника есть свободное время - лучше занять его на задачах по обучению, развитию, PMO активностях и т. д.
4
Все проекты разные. Обычно делается классный WBS на задачи разработки, иногда добавляются отдельные задачи на аналитику и тестирование, но трудозатраты PM обычно просто добавляются как некий % от трудозатрат на проект. При этом забывается, что все проекты разные и нельзя загрузку PM планировать для всех проектов одинаково, есть как минимум следующие особенности, которые существенно влияют на трудозатраты PM:

  • Команда. Очевидно, команда из 5 человек будет требовать существенно меньше времени, чем команда из 15 человек. Сюда ещё стоит добавить сложность команды, её самостоятельность и слаженность.
  • Техническая сложность проекта. Если в проекте много технических рисков, их "разруливание" будет на плечах PM. Тут будут и длительные обсуждения с лидами, и коммуникации с клиентом, и актуализация артефактов, если что-то идет не по изначальному плану, и т. д.
  • Требовательность заказчика. Бывает, что проект вроде не сложный и не требует полного набора артефактов и процессов, и SLA не требуется очень высокий, но, если это не проговорить с заказчиком на старте - у него могут быть совсем другие ожидания. Иногда случается, что оплачивая 2 часа PM на проекте в день заказчик ожидает, что PM будет ему отвечать в течение часа (встречал, когда даже чаще), предоставлял ежедневно отчеты о работе команды, устраивал еженедельные встречи-демо и т. д. Важно на берегу синхронизироваться с заказчиком по тем активностям, которые будет выполнять PM (помимо обязательных), чтобы запланировать его время на проекте соответственно.
  • Процессы компании. В разных компаниях для разных проектов применяются разные процессы, что существенно влияет на объем трудозатрат PM. Где-то работают по чистому Scrum без каких-либо доп. артефактов с двухнедельными итерациями, графиком сгорания и общим roadmap проекта, а где-то требуется вести детальный план проекта в MS Project, регулярно актуализировать реестр рисков, карту стейкхолдеров и вот это всё. Попробуйте составить список всех активностей, которые PM должен выполнять на вашем проекте и честно оценить их.
  • Уровень планируемого PM. Более опытные PM быстрее ориентируются, у них уже набита рука в инструментах, которые используются для управления проектами и вообще выполняют типовые задачи они быстрее и более системно. Но нельзя сказать, что вовлечение более опытного PM позволит сэкономить x2 трудозатрат. Вне зависимости от уровня PM, 1:1 с членами команды, дейли, встречи с клиентом всё равно будут требовать время.
5
М - Мотивация. Недостаток управления возможен не только из-за ошибок в планировании загрузки PM по часам, или когда ставим слишком неопытного PM. Легко может получиться так, что очень опытному PM даем достаточно простой проект, и тот его успешно..... фейлит. А всё потому, что считает его слишком простым для себя, скучным, не интересным и начинает забивать на какие-то важные моменты. М - Мотивация. Ставя на проект конкретного PM важно понимать, что его будет драйвить в этом проекте. Возможно, это сложный проект и тут есть для него вызов, возможно, тут он учится под чьим-то началом, а, возможно, это возможность PM проявить себя в роли наставника для менее опытного коллеги-PM. Мотивация - это отдельная и сложная тема, но обязательно помните о ней, когда назначаете PM на свой проект.
Теперь, когда с основными факторами, влияющими на оценку загрузки PM на проекте разобрались, приведу best-practices из своего опыта, как некие средние значения, требующие корректировки (см. выше):
  1. Маленький проект на 2-3 человека. Ставим сюда Junior PM на 50%, при этом чтобы он работал в тесной связке со своим наставником (Senior PM, закладываем порядка 5 часов в неделю дополнительно). Просим на маленьком проекте отработать все основные навыки PM (даже если они тут избыточны). В нагрузку можно дать ещё 1 подобный проект, но не более.
  2. Средний проект, около 7 человек. Тут справится Middle PM, так же на 50%. Менторинг тут тоже нужен, но уже в меньшем объеме (достаточно контрольных встреч раз в неделю, т. е. 1-2 часа в неделю Senior PM).
  3. Большой проект, около 15 человек. Тут уже без Senior PM с 100% загрузкой не обойтись. Возможно поставить и Middle PM, если есть перспективный и уже с определенным опытом кандидат. Можно так же добавить Junior PM, чтобы делегировать какие-то рутинные задачи и параллельно обучать, высвободив тем самым несколько часов Senior PM.
  4. Программа проектов - несколько связанных между собой проектов. Тут уже нужна команда менеджеров, во главе с Senior+ PM и несколькими Middle и Junior PM поставленными на свои "участки" (больше 2х Junior PM при этом ставить бы не рекомендовал).
Вот такая простая логика. Отталкиваясь от этих примеров, накладывая их на реалии вашей команды менеджеров и особенности проектов можно обеспечить управление вашими проектами на должном уровне.

Ну а если нужна какая-то помощь - вы знаете что делать ;)